Размышления верстальщика полиграфии 1

Полиграфия – это весьма широкий вид деятельности.

Есть визитки, листовки, флаеры, евробуклеты, календарики и т. п. – небольшие и не очень сложные издания
Есть наружная и широкоформатная реклама, банеры, плакаты, афиши и т. п. – большие по размеру листы
Есть буклеты и брошюры, перекидные календари
Есть журналы и газеты (периодические издания)
Есть книги
Есть каталоги, какие‑нибудь альбомы и т. п.
Есть этикетка, упаковка, коробки и т. п.
Есть всякие воблеры, календари-домики, пакеты и прочие «сложные конструкции»

Плюс различная полиграфия такого плана – печать на пленках, тканях, ручках и др. поверхностях
Плюс сюда включаем и так называемый фирменный стиль – от логотипа до папок, конвертов и бланков

Конечно, это некое деление весьма условно, я просто демонстрирую так, чтобы было понятно, сколько всего существует. И все это считается полиграфией. Но при этом у издания журналов или разработки упаковки или разработки широкоформатной рекламы есть свои особенности, которые работник знать и учитывать в работе обязан.

Знать все и уметь на ДЕЙСТВИТЕЛЬНО высоком уровне делать все эти вещи – нереально. Это не только потому, что они иногда значительно различаются по технологии работы, но и банально не хватит времени на всё. Например, работать над журналом обычно приходится неделями. А небольшую визитку можно сварганить за часок. Иные каталоги могут делаться вообще месяцами и содержать множество страниц. И, когда у тебя в работе пара журналов, несрочная книга и постоянный заказчик еще просит сделать визитку – неоткуда взяться времени на разработку упаковки или вникание в тонкости вырубки специфических воблеров.

В плане подхода к работе над этими разными видами полиграфии имеет значение и выбор программы, в которой мы работаем.
В частности, для визитки в принципе достаточно одного Иллюстратора (Корела), а для издания журнала необходима «четверка программ Adobe@ – InDesign, Illustrator, PhotoShop, Acrobat Pro, но основным тут, конечно, будет Индизайн.
Для какой‑нибудь сложной упаковки или флаера, скорее всего, понадобится Иллюстратор и Фотошоп.

Т.е. для каждого вида полиграфической продукции, можно сказать, своя основная и главная программа. Поэтому, допустим, верстать в Фотошопе, делать коробки в Индизайне, а растровые изображения обрабатывать в Иллюстраторе – не только непрофессионально, но даже глупо. Ведь есть гораздо более подходящий для определенного типа работы инструмент. К сожалению, я частенько вижу и верстку в Шопе и прочую ерунду, ничего общего не имеющую с профессиональной работой.

Не забываем и о таком разделении программ: Иллюстратор (Корел) ПРЕЖДЕ ВСЕГО для работы с вектором, Фотошоп ПРЕЖДЕ ВСЕГО – с растром. Индизайн – это тоже скорее векторная программа.

Кстати, текст в любом издании должен быть по сути своей ВЕКТОРНЫМ, поэтому в целом не одобряется изготовление полиграфических изданий полностью в Фотошопе – там все растрируется и в итоге хуже выглядит в печати, особенно мелкие и многокрасочные тексты. Это однозначно и не требует доказательств. Именно поэтому визитки, логотипы и т. п. должны делаться в векторной программе – прежде всего это, конечно, Иллюстратор. Но возможен и Корел, и Индизайн.

Что касается Индизайна – то это «программа впереди планеты всей» прежде всего для верстки многостраничных изданий. Почему? Потому что только Индизайн обладает широчайшими возможностями для правильной, корректной и профессиональной работы с текстом, включая различные вспомогательные плагины и скрипты. Ну и еще в Индизе имеются хорошие средства для работы именно с многостраничкой. Этого ничего совершенно нет в Фотошопе, а в Кореле и в Иллюстраторе есть в зачаточном состоянии.

Поэтому примерно ориентируется так:

  • если в издании много текста / много страниц, то работаем в Индизайне (много текста – это, наверное, больше пары абзацев);
  • если нужна визитка, логотип, схема, карта, листовка – то в Иллюстраторе (Кореле);
  • если надо обработать и отретушировать фото, сделать коллаж – добро пожаловать в Фотошоп.

Акробат (только профессиональный, а не Reader!) – вспомогательный инструмент для работы с PDF-форматом (это один из конечных и по сути нередактируемых форматов файлов, в который конвертируется файл практически из любой программы, включая Индизайн, Иллюстратор и даже Ворд).
С учетом того, что многостраничные издания мы записываем в окончательный и пригодный для печати именно PDF-формат, то понятно, что записывать такие файлы надо с определенными правилами и корректно. Тут и приходит на помощь наш любимый Акробат Pro. Кстати, корректный и готовый к печати PDF-файл принимает любая вменяемая типография.

 

Продолжение темы здесь.

InDesign для всех-всех-всех, или Прелести индивидуального обучения
Дефис или тире – вот в чем вопрос!
Меню