Правильная подготовка материалов для передачи их на дизайн и верстку
1. Начните с технического задания и плана работ
Наличие внятного ТЗ существенно облегчит работу любому исполнителю, который сможет сразу понять общую суть вашего проекта и ему не придется терзать вас тысячами уточняющих вопросов.
Подробнее о том, зачем нужно техническое задание и как его правильно составлять здесь. ТЗ пригодится даже в том случае, когда у вас уже есть предыдущая версия какого-то издания, и в него необходимо внести коррективы и правки.
2. Подготовьте тексты
Любые тексты (включая, например, формулы), как правило, набираются во всем известной программе MS Word. Использование каких‑то других программ нежелательно. Исключение составляет только, пожалуй, Excel – в нем удобно работать с большими таблицами и диаграммами.
Если тексты у вас имеются исключительно в рукописном (такое тоже бывает) или в печатном виде (например, вы хотите переиздать книгу, а исходников не сохранилось), то требуется дополнительная работа по набору, сканированию и распознаванию текстов. Это вы можете сделать своими силами, а лучше доверить специалистам, которые выполнят эти действия грамотно и быстро.
Если наряду с текстом планируются и различные изображения – в принципе, их можно вставлять в Word, для того, чтобы было понятно – к какому именно тексту планируется та или иная картинка, но позаботьтесь и об отдельной папке со всеми исходными файлами этих изображений.
3. Подберите качественные изображения
Помните, что для полиграфии вовсе не подойдет любая картинка, взятая в Интернете. Во-первых, тут речь идет о качестве: для полиграфии необходимо только самое лучшее. А качество большинства изображений в Интернете, мягко говоря, недостаточно хорошее. И что годится для web-сайтов и просмотра на экране монитора, чаще всего не подходит для полиграфического воспроизведения в печатном издании. Во-вторых, не стоит все же забывать и об авторских правах взятых «напрокат» картинок с помощью поисковиков.
Если же ваше издание – это фирменный каталог или презентационный буклет, то тут однозначно стоит подумать о профессиональной фотосъемке необходимых товаров, услуг, портретов сотрудников, здания компании и т. п. Кроме того, в подходящей ситуации можно воспользоваться и услугами различных фотобанков, предлагающие различные растровые и векторные изображения по вполне приемлемой цене. Только в этих двух случаях можно говорить о том качестве, которое не только не испортит любое полиграфическое издание, но и украсит его. Не пренебрегайте качеством изображений.
Если необходима какая‑либо ретушь – например, портрета руководителя – сообщите об этом верстальщику-дизайнеру и не пытайтесь делать этого самостоятельно (если вы, конечно, не являетесь профессиональным цветокорректором).
4. Не забудьте про фирменный стиль
Если в работе планируется использование элементов фирменного стиля вашей компании – например, логотипа, подготовьте все нужные файлы. Логотип для верстки полиграфии требуется в самом лучшем качестве, желательно в векторном формате.
5. Приложите эскизы, наброски, планы, примеры
Если необходимо, вы можете подготовить также различные образцы материалов, которые могут понадобиться в работе – например, каталог в электронном виде, стиль которого вам нравится, или нарисованный от руки план проезда к вашему офису. Если же речь идет, допустим, о доработке уже выходившей ранее версии вашего издания (например, каталога), то помните: для успешной работы исполнителю очень необходимо иметь ИСХОДНИКИ, т.е. файлы в той программе, в которой изначально был сверстан каталог, а также все используемые ранее шрифты, изображения и т.п. Обратите внимание, что PDF-файл по своей сути является КОНЕЧНЫМ и практически НЕРЕДАКТИРУЕМЫМ форматом и может выводиться почти из любой современной графической программы, т.е. исходником, с которым можно полноценно работать, PDF НЕ ЯВЛЯЕТСЯ! Если по каким-то причинам исходников не сохранилось – выполнять работу придется практически с нуля, и делая шаблон, и подгоняя дизайн, и верстая страницы издания – заново.
6. Позаботьтесь об удобстве работы с вашими материалами
Старайтесь делать так, чтобы названия любых файлов были написаны латиницей и могли легко читаться на любой платформе – PC или Mac. Например,
krossword.doc
shema.xls
Razdel 1.doc
img3301.jpg
7. Создайте архивы
В большинстве случаях объем собранных для дальнейшей работы материалов оказывается достаточно большим и самое правильное – это создать из них архив, который можно закачать на какой‑нибудь файлообменник в Интернете, а ссылку прислать тому, кому предназначены эти файлы.
В настоящее время большинство пользователей имеют почтовые ящики на mail.ru или yandex.ru. На этих сайтах имеются довольно удобные хранилища файлов, которыми можно воспользоваться, чтобы выложить архивы.
8. И последнее
Обязательно проверьте комплектность материалов: не забыли ли вы подготовить что‑то важное. И очень рекомендую еще разок вычитать текст, предназначенный на верстку и уточнить какие‑то сомнения или вопросы – например, как точно пишется тот или иной термин, фамилия, географическое название. А может быть, это лучше и вовсе убрать? Помните, что внесение правок в готовую верстку порой бывает гораздо сложнее и дольше, чем сделать это в исходном тексте, т. к. может повлечь за собой переверстку и подвижку остальных элементов на страницах издания.
***
Итак, ТЗ составлено, все материалы грамотно подготовлены. Теперь любому специалисту выполнить дизайн и верстку журнала, газеты или другого издания будет намного комфортнее и без лишних действий.